Рубрика "Вопрос-ответ" | FKS-REG.RU

Рубрика "Вопрос-ответ"

В настоящей рубрике Вы можете задать вопрос в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Воронежской области в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Уважаемые посетители сайта!

В поле E-Mail введите Ваш электронный адрес. Впишите интересующий Вас вопрос в поле Ваше сообщение.

С целью наиболее полного и точного ответа на задаваемые Вами вопросы просим:

  • Максимально точно сформулировать вопрос;
  • Указывать организационно-правовую форму учреждения (организации) и Федеральный закон, в рамках которого осуществляется закупка;
  • Указывать ФИО, телефон и адрес электронной почты для удобства обратной связи и возможности получения дополнительной (уточняющей) информации.

Ваш E-Mail:


Ваше сообщение:



 

 


 

Вопрос: Администрация сельского поселения является учредителем муниципального казенного учреждения культуры (МКУК), которое зарегистрировано в январе 2014 года. Нужно ли составлять отдельный план-график по МКУК, если финансирование его деятельности осуществляется за счет средств бюджета поселения и все расходы осуществляет администрация?

Если на МКУК самостоятельно не будет осуществлять закупки и на смете указанного учреждения нет средств, то в этом случае план-график должен быть сформирован в рамках 544 Приказа Минэка и Фед. Казначейства, где должно быть указано, что закупок в текущем периоде не предусмотрено.

Вопрос: Администрация сельского поселения является учредителем муниципального унитарного предприятия в сфере ЖКХ. Администрация осуществляет безвозмездное перечисления в МУП. Нужно ли суммы безвозмездных перечислений отражать в плане-графике администрации по каждому КБК?

Если на момент формирования плана-графика у администрации в смете присутствовали суммы по счетам КБК, которые впоследствии будут переданы в МУП, то изначально эти суммы должны быть указаны в плане-графике, а, когда будет безвозмездная передача – необходимо эти позиции удалить.

Вопрос: В феврале был опубликован план-график (в нем было отражено 2 объекта, приобретение которых планировалось за счет целевых средств, но эти средства в бюджет поселения еще не поступили, а в бюджете средства предусмотрены только в части софинансирования), т.е. план-график неверный. В настоящее время готовим план-график в соответствии с бюджетом поселения. Как правильно разместить скорректированный план-график? Нужно ли полностью удалять старый план-график?

Если план-график на начало года был сформирован с ошибками (не в соответствии с объемами финансирования, без итоговых строк), а на сегодняшний момент все неясности устранены, необходимо внести в план-график изменения и привести его в соответствии с действующим законодательством. Удалять старый план-график не нужно.

Вопрос: Статья, касающаяся плана-графика, вступает в силу с 2015 года, приказ Минэкономразвития России уже действует. Не противоречит ли эти нормативные акты друг другу и в каком режиме на данный момент осуществляется ведение плана-графика? Оказывается ли влияние показателя по планированию закупок у ИОГВ на коэффициенты премирования в 2014 году.

Ст. 17, 21 главы 2 44-ФЗ «Планирование», по которым будет осуществляться формирование, утверждение планов-графиков и планов-графиков закупок вступают в силу с 01.01.2015 на 2016 и последующие годы. На переходный период 2014-2015 год в части планирования закупочной деятельности действуют 2 приказа: - Приказ Минэкономразвития России и Фед. Казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», который определяет форму плана-графика (14 граф) и случаи внесения изменений в план-график; - Приказ Минэкономразвития России и Фед. Казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», который определяет особенности заполнения плана-графика. Таким образом, планирование закупок на переходный период 2014-2015 гг. будет осуществляться в соответствии с указанными документами. Показатели премирования в части, касающейся планирования закупочной деятельности, действуют уже в этом году.

Вопрос: Заказчик исключил позицию из плана-графика, по истечении некоторого времени опять появилась необходимость в закупке удаленной позиции. Можно ли в причине внесения изменений указать п. 3

При удалении позиции в плане-графике заказчик должен в 14 графе (Обоснование внесения изменений) указать пп. 3 п.15 Приказа Минэкономразвития России и Фед. Казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761 («Отмена заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа»), это будет указывать на то, что по данной позиции процедура проводиться не будет, т.е. в плане-графике все удаленные позиции размещаются на сайте с пп.3.

Вопрос: Если договор заключен в феврале, а счет-фактура получена в марте, как правильно указать договор в отчете о закупках: в феврале или в марте?

Договор в отчете о закупках показывается в зависимости от методов определения расходов, определенных в учетной политике организации: если выбран кассовый метод, то необходимо указать контракт в месяце, когда он был заключен, т.е. в феврале, если выбран метод начисления, то в месяце получения счета-фактуры – в марте.

Вопрос: Как оформить отчет по малой закупке, по какой форме, куда его направлять и где размещать?

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Указанный отчет имеет произвольную форму, не утвержденную действующим законодательством. Размещения данный отчет не требует.

Вопрос: Если на участие в открытом конкурсе или в запросе котировок мы получили заявки в электронной форме подписанные ЭЦП, принимать нам ее или отклонять?

Частью 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ установлено, что в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, допускается обмен электронными документами, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы (ЕИС). Согласно части 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС. До ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. Подача заявок на электронную почту заказчика Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.

Вопрос: До вступления в силу Закона № 44-ФЗ при продаже земельных участков с/х назначения публикацию объявления торгов проводили только в «Молодом Коммунаре» вне зависимости от суммы публикации, а теперь нам нужно проводить аукцион на выбор газеты?

В статье 19 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ (ред. от 01.04.2014) «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» указано следующее: сообщения по обороту земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки) и земельных долей в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подлежат опубликованию в газете «Молодой коммунар». В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, закупка, по мнению управления, осуществляется по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (Издание газеты осуществляет автономное учреждение Воронежской области «Региональное информационное агентство «Воронеж»)

Вопрос: В 44-ФЗ прописана возможность закупки запросом предложений спортивной формы для проведения олимпийских игр. Можно ли запросом предложений приобретать спортивную форму для участия в муниципальных и областных соревнованиях?

В законе указан конкретный перечень случаев осуществления закупки путем проведения запроса предложений. К ним, в частности, относится заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх. В предложенном случае осуществлять закупку путем проведения запроса предложений законом не предусматривается.

Вопрос: Имеет ли право заказчик не согласовывать и не заключать контракт с единственным поставщиком, если запрос котировок признан несостоявшимся по причине единственной заявки? Или можем заключить контракт на сумму, большую, чем в заявке, но меньше, чем начальная максимальная цена с поставщиком, подавшим единственную заявку (Качество предложенного товара по минимальной цене не устраивает заказчика)?

1. В случае если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна заявка признана соответствующей установленным требованиям, запрос котировок признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). После признания запроса котировок несостоявшимся по указанному выше основанию заказчик должен заключить контракт с участником, заявка которого соответствует установленным требованиям, как с единственным поставщиком (п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона № 44-ФЗ). В таком случае контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Контракт заключается только после согласования его заключения в контролирующем органе. Возможность не заключать указанный контракт с единственным поставщиком Законом № 44-ФЗ не предусмотрена. 2. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.

Вопрос: Если нам необходимо заказать тех. планы и технические паспорта на здания, сооружения, как нам определить НМЦК?

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ с использованием методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Исходя из положений вышеуказанной статьи, необходимо руководствоваться тем методом, с помощью которого будет возможным определить начальную (максимальную) цену контракта. Приоритетным является использование метода сопоставимых рыночных цен. При невозможности применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта могут использоваться иные методы. При этом невозможность применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ, должна быть обоснована.

Вопрос: Является ли информация о добросовестности поставщика надлежащей? Поставщик подготовил информацию о заключенных контрактах в 2013 году по процедуре – запрос котировок. Поставщик – победил в электронном аукционе в 2014 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом, в части 4 ст. 37 Закона № 44-ФЗ указано, что в случае проведения конкурса вышеуказанная информация предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. В случае же проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Таким образом, надлежащей является информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками (в том числе и по результатам проведения запроса котировок).

Вопрос: Можно ли оспорить ТЗ, если присутствует нарушение правил описания объекта закупки (очевидно, что ТЗ написано под конкретного исполнителя)?

Согласно ст. 8 Закона № 44-ФЗ, совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, запрещаются. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. К их числу относится создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Также необходимо отметить, что за ограничение числа участников закупок, ограничение конкуренции предусматривается административная ответственность (ч. 4.1. ст. 7.30, ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, жалоба может быть подана, если описание объекта закупки необоснованно ограничивает число участников закупки. В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона № 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Вопрос: Целесообразна ли передача полномочий на осуществление закупок от поселений на районный уровень и надо ли принимать поселениям НПА или достаточно соглашения?

В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона № 44-ФЗ уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями. Таким образом, передача полномочий осуществляется на основании соглашения. Дополнительное принятие нормативных правовых актов Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Целесообразность передачи полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется муниципальными образованиями самостоятельно.

Вопрос: В каких случаях размещаются отчет о невозможности использования иных способов определения поставщика у единственного поставщика? Обеспечение исполнения контракта. В каком виде указывается в контракте и в какой срок возвращаются денежные средства? Размер пени для поставщика. Можно ли устанавливать не указывая конкретный размер со ссылкой на 44-ФЗ?

1. Ч. 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ содержит положение, возлагающее в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на заказчика обязанность обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Такое обоснование согласно данной части должно быть сделано в документально оформленном отчете. Указанный отчет делается в каждом случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя. 2. Заказчиком в том числе в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Соответственно в контракте должно быть указано, что обеспечение исполнения контракта предоставляется либо в виде банковской гарантии, либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет (с указанием всех предусмотренных Законом № 44-ФЗ условий предоставления соответствующего обеспечения). В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Срок, в течение которого возвращаются денежные средства, переданные в качестве обеспечения контракта, законом N 44-ФЗ не установлен. Между тем, при указании в контракте срока, в течение которого должны быть возвращены денежные средства, переданные в качестве обеспечения контракта, целесообразно руководствоваться ст.ст. 314, 352 ГК РФ. 3. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Таким образом, в контракте можно указать конкретный порядок расчета пени, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, либо указать на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми рассчитывается пеня (Закон № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063). Устанавливать конкретный размер пени не допускается.

Вопрос: Если заказчик при составлении аукционной документации на выполнение капитального ремонта не указал требования к материалам и техническим характеристикам. Является ли это нарушением 44-ФЗ.

Является, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, Также при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Вопрос: Культурно-досуговый центр, расположенный на территории с/ поселения осуществляют закупки по п. 4 - для нужд сельского поселения или по п. 5 ст. 93? Администрация сельского поселения не менее 15 % закупки у СМП обязательна? Проведение электронного аукциона - никто не подал заявку, признается несостоявшимся. Вносится изменения в план-график и объявляется новая процедура. Второй раз электронный аукцион – не состоялся. Как быть дальше?

1. В п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлено специальное правило, касающееся осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. В том случае, если заказчик соответствует указанным выше условиям, он осуществляет закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Осуществлять при этом закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указанным заказчиком, по мнению управления, не представляется возможным. 2. Заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. 3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66 и частью 8 статьи 67 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона № 44-ФЗ, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В случае, если повторно проводился электронный аукцион, и он был признан несостоявшимся по тем же основаниям, действуют аналогичные правила, указанные выше.

Вопрос: Конкурс признан несостоявшимся в декабре 2013 г. Была предоставлена одна заявка, которая соответствует требованиям ФЗ-94 и конкурсной документации. Протокол от декабря 2013 г. Контракт заключен в январе 2014 г. Нужно ли проводить внешнюю экспертизу по данному контракту?

Закон № 44-ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии со ст. 114 Закона № 44-ФЗ, указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года. Поскольку в данном случае отношения по осуществлению закупки возникли до вступления в силу Закона № 44-ФЗ, к нему применяются положения действовавшего ранее Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанный закон не предусматривает в приведенном случае обязанности проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.

Вопрос: Каким образом заказчик проводит внутреннюю экспертизу по контрактам? В какой форме оформляются результаты экспертизы?

1. В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами (кроме случаев, когда экспертиза должна, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, проводиться экспертами, экспертными организациями) Необходимо отметить, что действующее законодательство о закупках не содержит легального понятия «свои силы». Исходя из существующего понимания данного термина к ним целесообразно отнести лиц, которые состоят в трудовых отношениях с заказчиком. Указанные лица осуществляют проведение экспертизы в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями. Поручаемая такому лицу дополнительная работа по проведению экспертизы может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) в соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ. При этом работодателю (заказчику) целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт, которым будут определены лица, осуществляющие проведение экспертизы. Действующее законодательство о закупках не содержит требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим проведение экспертизы в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями. В этой связи заказчики могут руководствоваться положением п. 15. ст. 3 Закона № 44-ФЗ о том, что данные лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении объекта закупки. 2. Порядок проведения экспертизы своими силами, Законом № 44-ФЗ не определен, поэтому заказчик вправе самостоятельно установить порядок проведения экспертизы своими силами. В частности, заказчик может установить, что такая экспертиза должна быть проведена в течение определенного срока после поставки результатов, предусмотренных контрактом, а факт проведения экспертизы может подтверждаться заполнением соответствующего раздела в акте приёмки-передачи результатов, предусмотренных контрактом.

Вопрос: Наименование контракта: договор или муниципальный контракт? Понятие «договор» в 44-ФЗ не употребляется. Администрация муниципального образования является муниципальным заказчиком или заказчиком? Расчет и обоснование цены методом анализа рынка. Согласно методическим рекомендациям приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 г. № 567 рекомендовано направлять не менее 5 запросов ценовых предложений. Достаточно ли, если предложено менее 5 предложений?

1. Ст. 1 Закона № 44-ФЗ указывает на то, что понятие «контракт» равнозначно понятию «гражданско-правовой договор». 2. В соответствии с Законом № 44-ФЗ, заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Муниципальный заказчик, в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки. Таким образом, в приведенном случае используется понятие «муниципальный заказчик». 3. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ закрепляет, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. При этом информация, которая относится к общедоступной, указана в ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"). Таким образом, количество запросов должно составлять не менее пяти. Количество предложений по указанным запросам приказом N 567 не предусмотрено. Между тем для обоснования НМЦК рекомендуется получить несколько таких предложений (согласно сложившейся практике - не менее трех).

Вопрос: Необходимо приобрести права на использование программного обеспечения для компьютера по сублицензионному договору. Как оформлять договор? Стороны контракта: Лицензиат, Сублицензиат - ?

1. Если предполагается осуществлять закупку в рамках Закона № 44-ФЗ, необходимо соблюдать все требования по отношению к контракту, установленные Законом № 44-ФЗ. 2. В соответствии со ст. 1238 ГК РФ, при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор). При этом в контракте можно указать, что сторонами сублицензионного договора являются: заказчик… (далее именуемый Сублицензиат) и … (далее именуемый Лицензиат).

Вопрос: Какую ответственность и какие должностные обязанности необходимо прописать, если назначен контрактный управляющий и создана единая комиссия, т.е. как разграничить полномочия?

Полномочия контрактного управляющего и единой комиссии не совпадают и регулируются разными положениями Закона № 44-ФЗ. Так, ст. 38 Закона N 44-ФЗ указывает, что если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий). Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: 1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; 2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; 3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; 4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; 5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы; 6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В настоящее время действует приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 11.04.2014 73-о/н «Об утверждении типовых документов по созданию контрактной службы заказчиков Воронежской области, назначении контрактного управляющего», в котором имеются типовые документы о контрактном управляющем. Между тем деятельность комиссии по осуществлению закупок (в том числе единой комиссии) регламентируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ Указанную комиссию заказчик обязан создавать для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. Также установлено, что при принятии данного решения определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. В настоящее время действует приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 19.03.2014 N 70 о/н «О комиссиях по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Воронежской области», которым утверждены положения о комиссиях.

Вопрос: 90 % общегодовых закупок осуществляется у единственного поставщика (свет, газ, теплоснабжение), применимы ли 15 % закупок у СМП?

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 35 Закона № 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, на заказчика на основании ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ наложена обязанность осуществлять с учетом положений части 5 статьи 35 Закона № 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком определенными способами закупки, а именно путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Кроме того, напоминаем, что согласно ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Таким образом, в данном случае советуем вам для выполнения положений ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ часть закупок, право на осуществление которых предусмотрено у единственного поставщика на основании ст. 93 Закона № 44-ФЗ, осуществлять конкурентными способами закупки, а именно путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Можно в муниципальном районе создавать 2 уполномоченных органа: - в отделе образования для образовательных учреждений; - в администрации района – для муниципальных учреждений (кроме образовательных учреждений).

Да, допускается. Как указано в статье 26 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут быть созданы муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

Вопрос: По 44-ФЗ убрали понятие одноименных товаров. Означает ли это, что можно каждый месяц покупать, например, хоз. товары на сумму 100 тыс. руб.?

Закон N 44-ФЗ, в отличие от Закона N 94-ФЗ, не упоминает одноименных товаров, работ и услуг, а сформулированное в нем правило относительно закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, во-первых, не связано с соблюдением какой-либо определенной суммы по закупкам аналогичных (одноименных) товаров, работ, услуг в течение квартала, а во-вторых, не связано с закупкой аналогичных (одноименных) товаров, работ, услуг. Таким образом, Законом N 44-ФЗ в общем случае предусматривается возможность заключения в течение квартала нескольких контрактов на оказание одноименных услуг с единственным исполнителем при условии, что каждый такой контракт будет на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Общая сумма контрактов на закупку одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в квартал не ограничена Законом N 44-ФЗ, однако совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.

Вопрос: по малым закупкам мы заключаем договоры (закупки до 100 тыс. руб.) Есть ли необходимость называть их контрактами и публиковать информацию о них на общероссийском сайте?

Ст. 1 Закона № 44-ФЗ указывает на то, что понятие «контракт» равнозначно понятию «гражданско-правовой договор», поэтому можно использовать любое из указанных понятий. Согласно ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Вопрос: Кто ответственный за проведение экспертизы, если в отделе назначен контрактный управляющий и создана единая комиссия?

Закон N 44-ФЗ не относит к полномочиям контрактного управляющего и единой комиссии проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом. Между тем в соответствии с Законом № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Также в Законе № 44-ФЗ отмечается, что в определенных случаях заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. 1. Проведение экспертизы своими силами. Действующее законодательство о закупках не содержит легального понятия «свои силы». Исходя из существующего понимания данного термина к ним целесообразно отнести лиц, которые состоят в трудовых отношениях с заказчиком. Указанные лица осуществляют проведение экспертизы в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями. Поручаемая такому лицу дополнительная работа по проведению экспертизы может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) в соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ. При этом работодателю (заказчику) целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт, которым будут определены лица, осуществляющие проведение экспертизы. Законодательство о закупках также не содержит требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим проведение экспертизы в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями. В этой связи заказчики могут руководствоваться положением п. 15. ст. 3 Закона № 44-ФЗ о том, что данные лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении объекта закупки. 2. Привлечение экспертов, экспертных организаций. При проведении внешней экспертизы заказчик обязан соблюдать статью 41 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает круг лиц, привлекаемых на основании контрактов для проведения экспертизы (к ним относятся эксперты и экспертные организации), а также устанавливает случаи, когда указанные лица не могут быть допущены к проведению экспертизы (ч. 2. ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Также следует руководствоваться п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закрепляет, что эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Эксперты, экспертные организации привлекаются к осуществлению экспертизы на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Вопрос: Как обосновать цену на текущий ремонт?

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных статьей 22 Закона N 44-ФЗ. Приоритетным является использование метода сопоставимых рыночных цен. При невозможности применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона N 44-ФЗ для определения начальной (максимальной) цены контракта Вы вправе использовать иные методы, при этом обосновав невозможность применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона N 44-ФЗ. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) используются также методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.

Вопрос: Закон № 44-ФЗ позволяет осуществлять закупку путем запроса предложений в случае вступления в силу одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту. Применим ли данный способ к строительным работам, учитывая следующее: изменился предмет закупки, изменился срок строительства?

Как указывает Закон № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, а именно в связи принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги. При изменении предмета контракта вышеуказанный способ не применяется.

Вопрос: Администрацией района производится ремонт обелисков. На выполнение работ составлена проектно-сметная документация. Требуется ли обоснование цены с 5 приложениями?

Согласно Закону № 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должна определяться и обосновываться с использованием методов, предусмотренных статьей 22 Закона N 44-ФЗ. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта также используются методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Исходя из положений вышеуказанной статьи Закона N 44-ФЗ, необходимо руководствоваться тем методом, с помощью которого будет возможным определить начальную (максимальную) цену контракта. Приоритетным является использование метода сопоставимых рыночных цен. При невозможности применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта могут использоваться иные методы. При этом невозможность применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ, должна быть обоснована.

Вопрос: В договоре самозакупки лекарственных препаратов более 50-ти наименований. Как рассчитать НМЦК?

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ с использованием методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Исходя из положений вышеуказанной статьи, необходимо руководствоваться тем методом, с помощью которого будет возможным определить начальную (максимальную) цену контракта. Приоритетным является использование метода сопоставимых рыночных цен. При невозможности применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта могут использоваться иные методы. При этом невозможность применения методов, предусмотренных статьей 22 Закона № 44-ФЗ, должна быть обоснована.

Вопрос: Казенное учреждение проводит текущий ремонт помещений. Для обоснования цены достаточно одной локальной сметы или локальный расчет на проведение текущего ремонта или необходимо предоставить не менее 3-х предложений обоснования начальной цены контракта? И в какой форме должны быть эти предложения обоснования начальной цены?

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только с 1 января 2014 года. Поэтому правоприменительная практика по указанному Закона отсутствует, официальных разъяснений по соответствующему вопросу также не издавалось, в связи с чем необходимо руководствоваться положениями законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких следующих методов, перечисленных в названной норме:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Приоритетным, используемым по умолчанию методом для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 той же статьи. Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Проектно-сметный метод, в соответствии с ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Затратный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Он используется в случае невозможности применения вышеуказанных методов или в дополнение к иным методам.
В соответствии с п. 3.7. методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, при использовании метода сопоставимых рыночных цен, в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется в том числе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"); из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.
Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:
- представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- полученную из анонимных источников;
- содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
- не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.
Рекомендуется получить не менее 3-х предложений по запросам. Форма таких предложений в нормативно-правовых актах в настоящий момент не закреплена. Основанием для определения цены проектно-сметным методом является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ (п. 6.1 Методических рекомендаций).